Полуторка на ходу!

Сегодня у нас раритет на ходу, ГАЗ-ММ восстановленный в Самарском государственном аграрном университете. Именно здесь мне и довелось закончить легендарный факультет механизации в 1989 году, сколько воды утекло с тех пор.

Когда-то в 50-х годах машина работала в учхозе Куйбышевского СХИ, потом ей отвели место во дворе Факультета Механизации, нелепая случайность, разморозили блок цилиндров в 1984 году.

ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем ГАЗ-М, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Довоенный ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел, а угловатые крылья появляются только на упрощенной модификации ГАЗ-ММ-В военных и послевоенных лет. Автомобиль также производился в Болгарии компанией Madara Corporation с 1942 по 1948 год, продавая там около 35 000 единиц, и был заменен грузовиком Madara-38 местного производства.

Годы выпуска ГАЗ-ММ: на ГАЗе — 1938—1946, на УАЗе — 1947—1956, по некоторым данным, из-за дефицита моторов М-1 (уходивших на трехоски ГАЗ-ААА и броневики БА-10, фактический полномасштабный выпуск ГАЗ-ММ начался только с 1940 года.

Личное мнение – посадка довольно удобная при моём росте 180 сантиметров, а вот обзор мягко говоря не очень. Хорошо видны размеры машины — телега плюс лошадь, вот откуда и грузоподъёмность в полторы тонны.

Задний мост на продольных полуэллиптических рессорах так называемая кантилеверная подвеска— полуэллиптическая рессора, которая шарнирно заделана на раме или шасси в двух точках — в одном из концов и посередине, причём во втором случае крепление шарнирное; второй конец консольно вывешен.

Вот покрупнее, хорошо видно крепление рессоры с переднего конца и посередине. Рессоры многолистовые имеют свои преимущества. Два главных — это, во-первых, возникающий при межлистовом трении эффект гашения колебаний, благодаря которому рессора работает как простейший фрикционный (работающий за счёт трения) амортизатор; а во-вторых — то, что рессора (при определённой конструкции) обладает так называемой прогрессивной характеристикой — то есть, её жесткость увеличивается по мере возрастания нагрузки. Последнее является следствием того, что жёсткость листов рессоры тем больше, чем они короче. При небольших нагрузках деформируются только более длинные и мягкие листы, и рессора в целом работает как мягкая, создавая высокую плавность хода; при росте нагрузок при больших ходах подвески в работу включаются короткие и жёсткие листы, жёсткость рессоры в целом нелинейно возрастает и она становится способной без пробоя выдержать большие усилия.

Задний конец рессоры с рамой не соединён, висит консольно, по воспоминаниям старых водителей подвеска хорошо работала без амортизаторов. Виден механический привод тормозов. Обратим внимание на раму, буквально игрушечная, грузовые автомобили ГАЗ всегда отличала высокая весовая культура, вовсе не случайно, что завод комфортно себя чувствует в третьем тысячелетии.

Ещё один интересный элемент — толкающее усилие от заднего моста передаётся трубой в которой размещён карданный вал. Труба является реактивной тягой.




<!— /* Font Definitions */ @font-face {font-family:»Cambria Math»; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-469750017 -1073732485 9 0 511 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:8.0pt; margin-left:0cm; line-height:107%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US; mso-bidi-font-weight:bold;} a:link, span.MsoHyperlink {mso-style-priority:99; color:#0563C1; mso-themecolor:hyperlink; text-decoration:underline; text-underline:single;} a:visited, span.MsoHyperlinkFollowed {mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; color:#954F72; mso-themecolor:followedhyperlink; text-decoration:underline; text-underline:single;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:14.0pt; mso-ansi-font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:14.0pt; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US; mso-bidi-font-weight:bold;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:8.0pt; line-height:107%;} @page WordSection1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.WordSection1 {page:WordSection1;} —>
Фотография отсюда.

Обрыв карданного вала в двадцатые…тридцатые годы вовсе не был редкостью, технология производства труб из легированных сталей была не столь совершенной, а такая схема гарантировала безопасность движения, обломок не упирался в землю и не тормозил внезапно движение.

Крепление рессоры и подножка, вид со стороны задних колёс.

Передняя подвеска состояла из неразрезной балки моста и расположенной над ним полуэллиптической поперечной рессоры.

Однака сия фотография интересна не этим, это, если покопаться это можно найти и в сети Интернет и в учебной литературе, но вот нигде не встречал как крепятся крылья, видите кронштейн под крылом? Он то и даёт жёсткость крылу при минимуме массы.

Угловатые крылья, делали из кровельного (или любого подходящего) железа методом простой гибки, которые сохранились и на машинах выпуска 1946…1956 гг., а также устанавливались на капитально отремонтированные машины ранних лет выпуска.

Крылья довоенного выпуска можно увидеть тут и сравнить.




<!— /* Font Definitions */ @font-face {font-family:»Cambria Math»; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-469750017 -1073732485 9 0 511 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:8.0pt; margin-left:0cm; line-height:107%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US; mso-bidi-font-weight:bold;} a:link, span.MsoHyperlink {mso-style-priority:99; color:#0563C1; mso-themecolor:hyperlink; text-decoration:underline; text-underline:single;} a:visited, span.MsoHyperlinkFollowed {mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; color:#954F72; mso-themecolor:followedhyperlink; text-decoration:underline; text-underline:single;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:14.0pt; mso-ansi-font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:14.0pt; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US; mso-bidi-font-weight:bold;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:8.0pt; line-height:107%;} @page WordSection1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.WordSection1 {page:WordSection1;} —>
Фотография взята здесь.

Подвеска на поеречной рессоре простой и дешёвый тип подвески, широко применялся в первые десятилетия развития автомобиля, но по мере роста скоростей движения почти совершенно вышел из употребления. Поперечная рессора играет роль как упругого, так и направляющего элемента.

Поворотный кулак и механический привод барабанных тормозных механизмов передних колёс.

Нажатие на педаль тормоза или рычаг стояночного тормоза поворачивает поперечный валик и он увлекает за собой тяги. Просто, но перекос рамы на неровностях изменял длину тяг и, соответственно вызывал срабатывание тормозных механизмов. Проблему можно было решить заменив тяги на тросы в оболочке, но они шли в авиацию и были дорогими и дефицитными. Именно по причине срабатывания тормозов, эксплуатация в городах была запрещена в 1962 году.

Болт с квадратной головкой регулировал прижатие торомзных колодок к барабану.

Топливный бак расположен перед ветровым стеклом.

На панели приборов и приборов нет, рулевое колесо по современным меркам тонкое, но крутиться легко.

Ручки открывания дверей одинаковы с легковыми автомобилями ГАЗ тридцатых годов. Двери на удивление хорошо открываются и закрываются.

Топливный фильтр добавили при реставрации, воздушный фильтр, высоковольтные провода, прерыватель-распределитель и карбюратор не штатные, возраст даёт о себе знать, автомобиль, напомню на ходу.




<!— /* Font Definitions */ @font-face {font-family:»Cambria Math»; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-469750017 -1073732485 9 0 511 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:8.0pt; margin-left:0cm; line-height:107%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:14.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US; mso-bidi-font-weight:bold;} a:link, span.MsoHyperlink {mso-style-priority:99; color:#0563C1; mso-themecolor:hyperlink; text-decoration:underline; text-underline:single;} a:visited, span.MsoHyperlinkFollowed {mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; color:#954F72; mso-themecolor:followedhyperlink; text-decoration:underline; text-underline:single;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:14.0pt; mso-ansi-font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:14.0pt; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US; mso-bidi-font-weight:bold;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:8.0pt; line-height:107%;} @page WordSection1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.WordSection1 {page:WordSection1;} —>
Источник фотографии.

Воздушный фильтр, прерыватель-распределитель и карбюратор на представенной фотографии штатные. Вместо высоковольтных проводов медные шины, тоже стандартные, именно такими они и были. Карбюратор с восходящим потоком, смесь двигается снизу вверх, поплавковая камера не нужна.

Благодаря нижнеклапанной схеме газораспределения головка блока цилиндров предельно проста. Видно как пришлось повозиться с коллекторами чтобы поставить карбюратор с падающим потоком смеси. По моему или К-22 или К-59, тут не уверен точно, будем искать.

Как просто обеспечивается жёсткость оперения! Створки капота откидываются вбок, соответственно првый или левый.

Стандартные для этого автомобиля шины размерностью 6,50х20,00.

Пробка простейшая, без клапанов, они ни к чему, поплавковой камеры на стандартном карбюраторе нет.

Устройство как мы убедились предельно просто, машины могли эксплуатироваться долго, однако основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов. В сельском же и лесном хозяйстве эксплуатировали до конца семидесятых, встречались также на внутризаводских перевозках.

Само главное, обещал же — вот ссылка на видео именно с этой машиной. Кстати, сейчас восстановленная полуторка снова в строю – участвует в парадах, реконструкциях и съемках военных фильмов.

Перед входом на мехфак стоит памятнике ещё одной такой же машине, найденной в местах боев Великой Отечественной Войны и восстановленной до выставочного состояния, но это для отдельного рассказа.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s